Раста Томас — это псевдоним. В прошлом он — классический танцовщик, завоевавший уже в 13 лет золотую медаль на конкурсе в Варне, обошедший в 16 лет самого Барышникова, как самый молодой танцор, получивший первый приз Парижского международного конкурса танца (Барышников завоевал свой в 18 лет).
Ныне Раста Томас — руководитель собственной труппы «Плохие мальчики танца» («Bad Boys of Dance»), приезжающей в Израиль с гастролями в конце октября. Насколько непривычно звучит настоящее имя, настолько же непривычно его творчество.
«Голубые трико, птички и феи — это что-то абстрактное. Немного из другого времени. К современной аудитории нужен другой подход»
— говорит Раста Томас, показывающий со своей труппой в Израиле постановку «Rock the Ballet».
Если обычно классический балет ассоциируется с призрачно-красивыми заколдованными замками из «Лебединого озера» или «Спящей красавицы», то балеты Расты Томаса — это динамичные бурлящие улицы современного города.
"
Танцовщики «Bad Boys of Dance», выступают под музыку Элтона Джона и Леди Гаги, Ленни Кравица и Queen, танцуют в белых рубашках и галстуках и поражают зрителей акробатическими трюками. Это урбанистическое зрелище не случайно называется «Rock the Ballet», то есть — «Потрясти балет». Устои классики Раста Томас потрясает с 2007 года.
Пять лет назад он создал в Нью-Йорке свой ансамбль акробатического танца. И, хотя его карьера и до того была более чем, успешна: он был вундеркиндом классического балета, «хорошим мальчиком танца», и успел станцевать в ведущих театрах мира от Мариинского до American Ballet, — с 2007 года его карьера и слава взмыли вверх, как в самом рискованном пируэте, умноженным на революционный пыл восстания против классики.
Его танцевальный спектакль, полный энергии и чувственности «Rock the Ballet» в динамике рок-ритмов — это балет под другим углом зрения, «вынутый» из классических форм и канонов. Недаром, по словам самого Раста Томаса, два самых ярких его балетных впечатления в юности — это Михаил Барышников в «Белых Ночах» и танцевальные клипы Майкла Джексона.
Из смеси утонченной классики и квинтэссенции современного эксцентричного движения и вырос его собственный стиль танца. Раста Томас, создав свою уникальную «балетную рок-группу», сделал танец более доступным, соединив классический и современный балет, два разных мира, использую для этого, в частности, популярную легко узнаваемую музыку.
"
Ему постоянно приходится придумывать что-нибудь новое, фонтанировать идеями, искать новых талантливых танцоров и расширять границы возможного.
«Публика разбирается, что хорошо, а что плохо. И наши выступления оказываются проверкой на честность: люди всегда поймут, врешь ты им или честно танцуешь. Так что приходится делать все возможное»
— говорит Раста Томас, ломающий стереотипы и рамки, считающий нужным уважать традиции, но необходимым при этом идти вперед.
Хореография BBD – Bad Boys of Dance — это свежие тенденции в балетном искусстве. Новые веяния всегда вызывают интерес, а высокий профессионализм его усиливает. «Rock the Ballet» — это почти цирк, но с танцем и музыкой. Это почти театр. Это соответствие танца музыке и тексту песен. Это периодический «выброс» классических па: «плохие мальчики» помнят годы учебы. И это юмористическое шоу, потому что все замешано на чувстве юмора. Но Bad Boys – вовсе не плохие мальчики, а шутники и трюкачи, умеющие летать над сценой.
«Можно найти солиста даже среди уличных танцоров, главное, чтобы он обладал способностью и талантом лавировать между стилями, чтобы швы между переходами от одного стиля к другому были не видны. Искусство не должно быть искусственным. Публика должна чувствовать, что танец – это твое естество. Вот что для меня важно в моих солистах!И, конечно, важно, как выглядит танцор, мы стараемся выбирать красивых солистов. А где я найду такого человека — увижу на YouTube, по телевидению, на концерте, в спектакле, найду в хореографической школе или в клубе — не имеет значения. Я не делаю различий, делений на высокое и низкое — нельзя дискриминировать какой-то стиль. Пусть зритель сам сделает выбор. Сделать счастливыми всех не удастся все равно, но предоставить право выбора можно» – говорит Раста Томас, создавший балетный фьюжн.
Классический балет остался основой его танца, это язык, на котором разговаривает его труппа, при этом использующая слова из нового словаря современного языка балета. BBD берет хореографическую лексику из джаза, брейка, хип-хопа и творит новое, интересное и развлекательное зрелище, которое с конца октября можно будет увидеть и в Израиле.
Маша Хинич