Занятия в нашем детском саду направлены на развития у детей не только мышления, но также чувства и воли. Занятия проходят естественным образом переходя от свободной игры к живописи к лепке, выпечке или любой другой деятельности.
Дети учатся через подражание, поэтому самым важным в организации занятий я считаю личный пример воспитателя. Воспитатель не просто показывают детям, «как надо» рисовать или лепить, но и лепит и рисует вместе с детьми.
Такие занятия как живопись, лепка, выпечка хлеба мы проводим один раз в неделю, а хоровод устраиваем каждый день. Сказку воспитатель рассказывает ежедневно, а кукольный спектакль показывает 1-2 раза в месяц.
Живопись
На занятиях
живописью мы рисуем по влажному листу жидкой акварелью. Работы получаются очень красивыми. Основное на таких занятиях – это переживание цвета. Дети учатся выбирать краски, смешивать их, сочетать цвета друг с другом. Все это помогает ощутить внутреннюю гармонию цветов. .
Изображение объектов не дает в полной мере проникнуться красотой цветов и их оттенков, ведь в такой процесс вмешиваются мыслительные стереотипы: ребенок знает, что листья нужно рисовать зеленым, солнце желтым, а цветочек красным. А когда объект отсутствует, то мышление уступает место переживанию, что и позволяет развивать у ребенка цветовое восприятие, постигать живой художественный язык красок.
Так же у нас детском саду есть рисование карандашами. Для этого мы используем акварельные мелки прямоугольной формы, обычные карандаши, восковые мелки. Прямоугольная форма мелка удобна для малышей и облегчает задачу рисования цветовым пятном. Такие работы получаются более насыщенными по цвету.
В дошкольном возрасте именно цвет, а не форма, образ, а не логический объект, являются главными для ребенка. В соответствии с этим принципом и организованы наши занятия живописью и рисованием
Я считаю , что для учебы предназначены школьные годы, а задача детского сада – создание условий, способствующих развитию у детей интереса к данному виду деятельности и достойный подражания пример. Поэтому мы рисуем и радуемся вместе с детьми.
Вот что писала художница Фридл Диккер-Брандейсова, ставшая во время войны учителем рисования для детей в концлагере Терезин: «…Если речь идет о ребенке младше десяти лет – имеется в виду не возраст, а степень зрелости, – то преподавателю главным образом нужно заботиться о том, чтобы он не испытывал помех в своей игре, в своих начинаниях. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно, потому что в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще. В этом возрасте рисунок и живопись – главные средства самовыражения.»
«Тем, что мы предписываем детям путь… мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть
Хоровод
Хоровод – это музыкально-ритмическая игра, основным материалом которого являются народные песенки, потешки, стихи. В хороводе соседствуют разные виды художественной и игровой деятельности: пение, танец, собственно хоровод, подвижные и пальчиковые игры, пантомима, чтение стихов вслух. Темы наших хороводов – это времена года, народные праздники, окружающая природа, сезонные работы и ремесла.
Все, о чем идет речь в песенках или стихотворениях, мы изображаем руками или всем телом. Иногда танцуем несложные танцы, как это делают птички или маленькие гномы, иногда ползаем по полу, изображая как лиса лезет в нору. Можем двигать только пальцами, показывая как «я корова мууу гуляю по лугу…» или как «этот пальчик в лес пошел», а можем всем телом: «и ветер поднялся ууух…». Если это рождественская песня, то мы складывам руки и двигаемся как будто качаем малыша, а если это игра которую проводят на Масленицу, то прыгаем на одной ножке.
В хороводе есть определенный порядок: песенки сменяют друг друга в заданной последовательности, которую воспитатель стараются не нарушать. Это позволяет детям чувствовать себя увереннее в хороводе и легче запоминать его. Один хоровод проводится каждый день в течение месяца. Постепенно дети запоминают все песни и стихи и начинают петь и декламировать вместе с воспитателем. К концу месяца почти все знают весь хоровод наизусть, но продолжают с удовольствием участвовать в нем, ведь хоровод – это всегда живая игра, а не пустое заучивание.
Хоровод – это игровая форма, в которую мы облекаем занятия по развитию речи, мелкой и крупной моторики, музыкальных способностей. Кроме того, хоровод является очень важным элементом социализации ребенка. Его проводят в кругу, где воспитатель и дети вместе делают одно и то же, что очень важно для ощущения своей причастности к происходящему и принадлежности коллективу. Не все дети с легкостью дают другим руки и кружатся в хороводе, для многих одно это уже является упражнением по нахождению связей с коллективом. А воспитатель , всегда старается помочь детям в решении этой нелегкой задачи.
Лепка
Для занятий лепкой мы используем
натуральный неокрашенный пчелиный воск. Настоящий воск твердый, поэтому перед занятием воспитатель размягчает его в тепле. Когда дети берут из горшочка воск в руки, он теплый, мягкий и ароматный, что благоприятно воздействует на тактильную и тепловую чувствительность, а также на обоняние. Детям очень нравится лепить из такого материала, его приятно даже просто держать в руках.
На занятиях дети учатся лепить из целого куска, как это делают настоящие скульпторы. Такой подход позволяет формировать более правильное чувство формы, наблюдать эволюцию формы от простого комочка к узнаваемому объекту.
Тему для лепки дети выбирают по собственному желанию, никаких ограничений здесь нет. Одни лепят деревья и птиц, а другие – космические корабли. Воспитатель не поправляет детей, а лишь помогает, если об этом просит сам ребенок, потому что главное в таких занятиях – это самовыражение и радость от творчества. Воспитатель так же лепит вместе с детьми, тем самым обеспечивая непременное условие для любой деятельности – пример.
Воск, даже теплый, не так податлив как пластилин, и с ним приходится работать более энергично. Постепенно он остывает, и к концу занятия застывшие фигурки устанавливаются на поднос.
Сказка
В ритме дня в нашем детском саду есть время, специально отведенное для сказки. Сказка – это пища для детской фантазии, причем пища любимая. Мы не читаем сказки, а рассказываем их, ведь дети всегда чувствуют, когда педагог лишь произносит звуки, а сердцем остается далеко от своего рассказа. При живом рассказе между воспитателем и детьми устанавливается более тесный контакт и дети слушают с большим интересом. Иногода (особенно в зимнее время года) перед началом сказки мы зажигаем свечку – это создает более уютную обстановку и настраивает детей на «волшебство».
Сказка учит детей слушать, развивает фантазию, а значит и мышление, способствует развитию речи. Чаще всего мы рассказывает русские народные сказки, а к праздникам выбираем или сочиняем сами сказки, образно передающие события, связанные с данным праздником.
Мы отдаем предпочтение народным сказкам за богатство и точность языка, за глубину образов.
Больше всего дети любят, когда я показываю кукольную сказку. Стол покрывается однотонной тканью, выстраиваются декорации из природного материала, появляются кукольные персонажи. Дети садятся на стульчики перед «сказочным» столом и забывают обо всем кроме сказки.
Выпечка хлеба
Раз в неделю мы печем хлеб, а точнее – небольшие булочки. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать детям все этапы выпечки хлеба, и дать им возможность лично поучаствовать в каждом из этапов.
Дети с большим удовольствием мясят тесто, причем делают это так, как не всегда получится даже у опытной хозяйки. Тесто, а затем и хлеб, получаются мягкими и воздушными. Мы льем масло, сыпем муку, добавляем специи и не боимся запачкаться, ведь очень важно не просто наблюдать и изучать, а участвовать, погружаясь в процесс «с головой».
Стоит отметить, что дети не всегда хотят печь хлеб. Обычно находится кто-нибудь, кто хочет просто поиграть. В такой ситуации воспитатель не будет уговаривать или принуждать ребенка к деятельности, он участвует в ней, показывая пример заинтересованности и удовольствия от работы.
Правильно организованная деятельность – это водоворот, который затягивает всех, у кого есть хоть небольшой интерес к ней. Если сегодня интереса нет, то в следующий раз он обязательно возникнет!
Воспитатель может попросить «помочь» тесто, и если ребенок соглашается, то такая помощь воспринимается с благодарностью.
Замесив тесто, дети лепят небольшие булочки – просто шарики или колбаски, – кто что захочет. Мы выкладываем булочки на противень и несем на кухню в духовку. В конце дня, мы едим свежие булочки.