Связи Венгрии с Коми имеют особую историческую изюминку. В 1993 году Президент Венгрии Арпад Гёнц стал первым из лидеров глав государств, побывавшем в Республике Коми (спустя шесть лет такой же «подвиг» повторил Президент Белоруссии Александр Лукашенко).
Начало 90-х было особенным временем для финно-угорских регионов России. Много говорили и писали об их самобытности, председатель Верховного Совета Коми АССР Юрий Спиридонов пользовался особой благосклонностью со стороны Президента РФ Бориса Ельцина, иногда мелькал в его окружении во время протокольных съёмок. Был принят, как казалось тогда, фундаментальный республиканский закон для запуска коми языка в государственный деловой оборот. Шутка ли, в течение десяти лет предполагалось создать такие условия, что ни одну мало-мальски значимую должность в государственных органах не мог бы занять человек, не владеющий русским и коми языками. Но поскольку сам Юрий Алексеевич, как и его окружение, не испытывали желания вникать в тонкости языка титульной нации, о взятых ранее на себя обязательствах республиканская элита впоследствии решила просто не вспоминать.
Арпаду Гёнцу во время приезда в Сыктывкар уже было 70 лет, но держался он бодрячком. На родине его называли гордостью нации, а журналисты между собой – просто дедушкой. Зная, как бывают остры на язык журналисты, можно считать это весьма достойным комплиментом.
Президента Венгрии сравнивали с чешским Вацлавом Гавелом, поскольку оба испытывали тягу к письменному столу и слыли у себя на родине вполне успешными литераторами. В годы Великой Отечественной войны будущий Президент Венгрии отказался служить в германской армии (попросту сбежал), а в 50-е годы боролся против «советских оккупантов», за что и отсидел в тюрьме шесть лет.
После осмотра достопримечательностей Сыктывкара Арпада Гёнца повезли в народ. В селе Ыб ему показали Свято-Вознесенский храм. Сразу на выходе из него Президента Венгрии вовлекли в свой весёлый хоровод местные красавицы, компанию высокому гостю составил Юрий Спиридонов. Затем, немного отдышавшись, А. Гёнц подошёл за тут же накрытый стол с домашней выпечкой. Диковинный для него хмельной напиток под названием «сур» он пригубил осторожно, закусил шанежкой.
Затем была встреча в Межадоре (Сысольский район), в подсобном хозяйстве сыктывкарской школы-интерната №1. Радушный хозяин Александр Александрович Католиков первым делом пригласил гостя и сопровождавших его лиц отобедать вместе с учащимися. Чтобы угодить гостю, был приготовлен по старинному венгерскому рецепту грибной суп с лапшой. Блюдо действительно получилось на славу.
Сразу после обеда возникла некоторая неловкость. Арпад Гёнц хоть и президент, но пока ещё не памятник. Одним словом, захотелось ему сходить «до ветру». А куда идти? Кроме варианта посетить обычный деревенский «скворечник», сколоченный из грубых нетёсаных досок, предложить больше было нечего.
Его окружению это событие подняло настроение, высокопоставленные венгерские чиновники весело перешёптывались между собой. Действительно, для президента европейского государства это будет очень памятным событием, где он ещё в Европе такие «удобства» увидит?
Выйдя из «скворечника», Арпад Гёнц хитро подмигнул своим дорогим пиджакам и потопал дальше осматривать беспокойное хозяйство Сан Саныча...
Уже ближе к вечеру в Сыктывкаре во время официального приёма Арпада Гёнца были подписаны соглашения о развитии сотрудничества в области культуры и образования, которые так и остались на бумаге. Дальше протокола не пошли и намерения по развитию в Коми автомобилестроения: венгры предлагали на базе Сыктывкарского механического завода наладить сборку «Икарусов», были и другие не менее интересные проекты. Несколько покоробило слух радушных хозяев неожиданное предложение Арпада Гёнца оказать Коми гуманитарную помощь, поскольку никто её не просил.
Чтобы порадовать высокого гостя, республиканский драмтеатр представил публике его пьесу «Камень на камне», точнее отрывки из неё. «Дедушке» всё увиденное пришлось по душе.