Мой сайт
Главная » 2014 » Апрель » 22 » Исторический дискуссионный клуб.
02:46
 

Исторический дискуссионный клуб.

Пришло время обсудить тему происхождения казачества. Вопрос во многом спорный, но, как известно, в споре рождается истина.



Неприятно, но в среде современных ряженых ново-казаков распространяется мнение, будто казаки – это отдельный народ с собственным происхождением, национальным самосознанием, языком. Такое явление схоже с теми печальными событиями, кои происходили во время Гражданской войны, когда часть казаков поверила в создание власти Советов (именно так, а не большевизму-коммунизму и не марксизму). А другая часть казаков стремилась создать независимую Казакию, вступив в соединение (коалицию), как казалось временное, с белой гвардией. Ещё показательней пример, когда в годы Великой Отечественной Войны часть казаков самодовольно с подачи Гитлера-Гебельса вели своё происхождение от германского племени готов, кои обитали в Северном Причерноморье в IV-V столетиях новой эры.


По итогам последней переписи РФ-ии появилась новая “национальность” – казаки, в ряду с другими новыми национальностями: орками, эльфами, йети, гоблинами, атлантами, лемурийцми… И самое главное, что власти РФ-ии потакают шутникам и заплутавшим особям в угоду не официальной, но либеральной статистики.

Всё это делается, на мой взгляд, не спроста. Разделяется единый русский народ. А когда появятся казачки, пскопские, вологодские, поморы, уральцы, сибиряки, крымчане, донбассцы, гуцулы, русины, могилёвцы, смоленцы… то придёт конец России, как государству, просуществовавшему на свете тысячи лет.

Я уверен, что казаки по происхождению неоднородны. Несомненно, также неоднородна национальность татар, из коих можно выделить и казанских булгар, и астраханских, и крымских, и сибирских, НО всех их принято записывать по языку и общности тюркских традиций в татары, вторую по численности национальность в РФ-ии. Безусловно, что казаки, по антропологии и генетическим гаплогруппам преимущественно восточные славяне. К тому, что основным средством общения у казаков является диалект русского языка с некоторыми малоросскими заимствованиями. Но самое главное у казаков русский язык, понятный любому русскому. Для сравнения язык баварцев не понятен немцам, говорящим на «хохдойче».

И германоподобное «атаман» (ота-ман) и славянское батька одинаково означает старшего мужа в казацкой общине. Именно общинами жили казаки, что роднит их со славянами. И неважно, что в некоторых отдалённых казацких общинах ощущалась примесь соседской крови, так в родословных некоторых терских казаков прослеживается приток крови нохчей (чеченцев), кроме того гаплогруппа G2a в крови части терских казаков говорит об аланском их происхождении, на ряду со славянскими ариями R1a1 и тейпами нохчей. В крови яицких казаков есть небольшая доля татарской и кыргызской (казахской) крови.

Но следует помнить, что многие кубанские и донские общины и особенно чалдоны - сибирские казаки были непримиримы к разнородным смешиваниям. К болдырям-метисам относились враждебно отрицательно. Вспомните сцену, описанную Шолоховым в «Тихом Доне», когда хуторяне убили жену-турчанку, привезённую казаком из похода.






Данные из источников противоречивы.



Рукопись — «О начале проименования козаков, откуду казаки наречены и от коего племены и рода». Сейчас широкое хождение получает рукопись второй половины XVIII столетия, где говориться, что казаки от беглых русских и черкесов идут. А представленная здесь рукопись - мифотворчество, широко получившее распространение и в Европе того времени. Она отражает познания того времени и легко уязвима с позиции нынешних знаний. В XVIII-XIXвеках появилось много подобной литературы.

http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscri....



Эпический родоначальник русского народа Рус фигурирует в двух (предположительно связанных по устным сказаниям) книжных традициях: арабо-персидской и славянской. Но в славянской былине у Руса был брат Словен и его дети Кый, Щек (Чех), Хорив (Хорват) и Лебедь.

Есть упоминания и в "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" из Хронографа 1679 года: «Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер. От сих же племене во время последнее и каган сыроядец изскочи, о нем же греческая история последи изъяснит. Мы же на предлежащее возвратимся, Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре, рекоша же сице: "Или толико всего вселенныя, иже ныне под нами?»

Персидское же «Собрание историй» в начале XII века сказывает так: «Рассказывают также, что Рус и Козар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Козару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался. Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог.

Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они всё равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство! Остальное возьмёшь сам.»

Не смотря на преобладающую славянскую составляющую в генотипе казаков, этноним КАЗАК большинство лингвистов выводит из тюркских говоров. Этимологически нельзя также совмещать “казак” и “хазар”, в первом случае основа из тюркского къазгъакъ "конь, гуляющий отдельно от табуна", во втором - къазар "житель бурунов".

Впервые слово "казак" зафиксировано в «CodexCumanicus» (латинско-половецко-персидский словарь) в 1303 году. В уставе для гэнуэзских колоний на Чёрном море, изданном в Генуе в 1449 году, также говориться о казаках, нападавших на татар и угонявших у них скот. В 1475 году вместе со всеми генуэзскими территориями и православным княжеством Феодоро в Крыму Судак был завоёван Османской империей. Скорее всего, те кого называли казаками, были православными и их вытеснили из Крыма (на Днепр, за Дон и дальше). Возможно, часть уже там проживала. Вот почему последующая история казаков была насыщена стычками с турками и татарами. Исходя из сказанного, можно предположить, что это термин действительно тюркский, если считать кипчаков тюркоговорящими.




Выше я привёл слово из словаря. Он у меня в электронном виде (скан.). Вот анонс:

"Древнетюркский словарь был создан в Ленинграде в конце 60-х годов прошлого века и по-прежнему служит надёжным источником по памятникам древнетюркской письменности VIII-XIII столетий, созданных в различных письменных системах: орхоно-енисейской, арабской, уйгурской, манихейской, брахми.

Словарь содержит около 20000 древнетюркских слов и устойчивых выражений.

Авторы: Наделяев В.М., Насилов Д.М., Э.Р.Тенишев, Щербак А.М., Боровкова Т.А., Дмитриева Л.В., Зырин А.А., Кормушин И.В., Летягина Н.И., Тугушева Л.Ю. Ленинград 1969."

Поэтому я считаю, что “казак” первоначально - это "отрезанный ломоть", свободный от правил человек, живущий налётами и грабежом. А русский язык сохранил это слово и дал целый шлейф сопряжённых терминов.

К началу XVII века уже существовало три основные группы казаков – запорожские, донские и волжские.

А у тюрков, то есть казахов и киргизов-кайсаков своя история. И история про казахов, которые отделились и стали “казаками” не противоречит моим словам. Этноним «аза» появился в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жёсткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом (выделено мной) - «аза» («азатар»).

Что же касается хазар, то возможна та же связь через Крым. Но здесь своя тайна. Напрямую я их не связываю. Слово хазар, или козар имеет характерную частицу -ар, которой обычно подчёркивается принадлежность к народу (мадьяр, булгар). Правда есть польское, то есть славянское, слово HUSAR(гусар), которое по смыслу близко к слову казак и появилось в Речи Посполитой во времена правления венгра Стефана Батория. А казак имеет характерную частицу -ак, как сравнение с чем-то.

В российской историографии 1990-х — 2000-х гг. получили известность авторские концепции «Русского каганата» В. В. Седова, который отождествил его территорию с волынцевской археологической культурой, Е. С. Галкиной — считает русов аланским племенем, носителем донского варианта Салтово-маяцкой культуры, и А. А. Горского, который присоединился к идее, ранее высказанной О. Прицаком, о том, что Русский каганат обязан своим возникновением родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты.

Главный оппонент Миллера, великий русский учёный М. В. Ломоносов опровергнул большинство аргументов норманистов, как на происхождение руссов, так и казаков. Ломоносов научно опровергал известия Бертинских анналов, хотя его сармато-аланская версия происхождения Руси объясняла и присутствие тюркского титула главы русов (прародиной русов-роксолан Ломоносов считал междуречье Днепра и Дона), – в VIII – IX вв. Ломоносов помещал русов на южном берегу Балтики, отождествляя их с варягами-славянами, к коим относил и варгов-варягов, лютичей-вильцев, руссов-руян-ругов-рутенов, бодричей-ободритов, дрезданей, лужицких сербов, померанцев-гданьцев. Резкая и логичная во многом отповедь Ломоносова на диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского» не положила конец норманизму, ибо созданная им теория кажется сегодня всеобъемлющей: учёный считал славянами и сарматов, и роксолан, и русов. Система же доказательств Ломоносова, как и у его противников, не выходила за пределы обычной логики. Но следует заметить, что Ломоносов основывался на источниках древнерусских летописей и, что немаловажно, на множество хроник, прочитанных им Хейдельберге и других городах Германии во время его учёбы. Кроме того, во время бегства Ломоносова от рекрутского набора молодой русский человек столкнулся с остатками славянского населения и дивился схожести их языка с русским и устным преданиям о великих временах. Отмечал Ломоносов и победу князя Святослава Игоревича Храброго над Хазарским Кагагнатом и заселение руссами дельты Доны и создания Тмутараканского княжество, достигшего своего могущества в XI столетии при внуке Святослава Мстиславе. К сожалению, библиотека Ломоносова после его смерти полностью утеряна и где находится, до сей пор неизвестно.

Безусловно, что основной приток славянских людей в Донскую степь и на Кубань начался в XVI-XVII столетиях. Часть славян там жила ещё с времён скифов-скитальцев, сарматов и роксолан и помнила о Тмутаракани. Об этом свидетельствует А.С.Рактин в исследовании «Жители Комарицкой волости в "козакех"»:

Казачьи сообщества, которые в той или иной мере (единично или группами) пополнили комаричане (дворцовые крестьян Комарицкой волости, а также всякий вольный люд, проживавший тут на дворцовых землях, среди которых имелись неверстанные дети боярские различных северских городов):

1) Даточные казаки Комарицкой волости (осадная служба в Севске в период Смоленской войны 1632-34 гг.). Первоначально было набрано 600 человек сменной службы с каждой жилой выти (примерно с каждого десятого двора). Были распущены после окончания Смоленской войны. После взятия языков под Карачевом в марте 1634 г., комарицкие даточные казаки деревни Добрик Серёжка Агеев и Степанка Голиков в челобитных именуют себя и как казаки, и как крестьяне - то есть не особо разбираясь в своей новой «ипостаси».

2) Казаки Северской походной рати. Так же период Смоленской войны, Северский театр боевых действий (осады Новгород-Северского, Стародуба, Трубчевска и Почепа). И. Еропкин и Б. Болтин, следуя указам от государя, бросили клич о приборе в казачью службу для похода во всех Северских городах (Рыльске, Путивле и Комарицкой волости) всякого рода охочих людей (добровольцев), предполагаемой численностью в 500 человек.

3) Охочие люди Комарицкой волости. Следуя предписаниям царёвой грамоты, во время всё той же Смоленской войны воевода Севска Фёдор Тимофеевич Пушкин велел в четырёх станах Комарицкой волости «биричем кликать не по один день», чтобы все желающие «охочие крестьянишки» шли в полк к стольнику Фёдору Матвеевичу Бутурлину и Григорию Андреевичу Алабьеву, «чтобы … государю служить, в литовскою землю ходить воевать». Сбор полка Ф. Бутурлина и Г. Алябьева происходил в Путивле. Содержание воззвания к охочим людям волости звучало так: «если в Комарицкой волости всякие неписьменные охочие гулящие люди похотят служить и со всеми прочими в полку быть на службе…» Интересно то, что охочие люди самоорганизовывались по казачьему образцу. Так, в челобитной 1633 года, они именуют себя «Комарицкой волости казаки», среди которых выделяются сотник Гришка Дядин и есаул Найденка Харламов.

4) Сторожевые казаки Белгорода (по фамильно-географическому маркеру: Комарицкий). XVII в. и далее. Наиболее известный - Пётр Комарицкий. В 1645 году в Корочанском уезде (Белгородчина) Пётр Комарицкий в паре с другим сторожевым казаком села Стариково Самойлой Сапелиным находились в степном дозоре, в котором их и окружили крымские татары. Оба стариковских служилых после неравного боя были взяты в плен татарами и следовали за ними двое суток, пока возле Берецкого перелаза на Северском Донце не были отбиты черкасским отрядом атамана Грицька Торского

5) Беломестные казаки г. Недрыгайлов (70-е гг XVII в.)

7) Донские казаки. Известны как единичные случаи ухода на Дон, так и группами. Так, в 1646 г. 200 человек комаричан ушло на Дон с отрядом кн. Степана Пожарского, Ждана Кондырева и Петра Красникова дабы пополнить штат поредевшего после Азовского осадного сидения донского казачества.

8) Яицкие казаки в Смоленскую войну 1632-34 гг. Известны люди с фамильным прозвищем "Комарицкий". Яицкие казаки во время Смоленской войны пополнили свои ряды разным охочим людом. Списки яицких казаков 1633 г. практически полностью состоят из географических прозвищ.

9) Полковые казаки г. Вольный (самый западный город Белгородской черты). С начала 1640-х гг.

10) Полковые казаки г. Хотмыжск (сосед Вольного), так же с начала 1640-х гг.

11) Переславский казачий полк (Гетманщина). В 1654 году сын черкасского полковника Фёдора Ворона-Воронченко Степан набирал добровольцев в Переславский полк в Севске и Комарицкой волости.

12) Топальская сотня Изюмского слободского казачьего полка (1690-е гг). Сотня состояла из великороссиян, тут имелись как комаричане (комарицкие солдаты), так и севские служилые люди.

13) Глуховская сотня Нежинского полка. В 1688 году беглый комарицкий солдат Яков Суглубов, по рассказам севского полкового казака Тимошки Павлова (Плахонина), «живет в бегах в Малороси[й]ских городех, в Глуховском уезде в деревне Каренках (Коренках) и служит черкасскую казацкую службу по Глухову». Далее, в своей челобитной тот же Тимошка отмечает, что дед его также был комарицким солдатом из села Кропотова Брасовского стана, а дядя – Ивашка Савин (также солдат) «служит казачью службу и бывал во многих службах в Малороссийских городех и в иных походех».

14) В первой половине 70-х XVIII в. из Севского уезда происходят переселения дворцового крестьянства на "дикопорозжие" (невозделанные) земли в Бахмутском уезде. Среди переселенцев преобладали старообрядцы.

В 1787 г. Бахмутский уезд вошёл в состав нового Екатеринославского казачьего войска, куда указом Императрицы Екатерины II были причислены все старообрядцы, мещане и цеховые Екатеринославской Полтавской и Харьковской губерний.



Таким образом, могу утверждать, что казаки – это не отдельный этнос, но часть единого русского народа.

Часть казаков происхождением были из старообрядцев.

Часть казаков были славянскими вольными людьми, считающими себя наследниками русов и поэтому носили только усы и пучок волос на темени. Но запорожцы стали выстригать оселедец не с темени, а с макушки, то сеть с того места, где раньше был родничок. Советую прочитать книгу Степана Гедеонова «Варяги и Русь» - найдёте сами много схожестей с культурно-бытовым и национальной самобытностью наших предков и казаков.

Лев Толстой (порядочной человек) признал: «Казаки Россию сделали». И что такое Россия без Сибири (Ермак), Дальнего Востока (Хабаров), без Башкирии, без Киргизии, отчасти Туркестана, отчасти Кавказа. А ведь за это казакам надо быть благодарным. Без казаков это не империя была, а «сплёв кошачий» - западная граница проходила около Калуги, а южная около Тулы и Рязани. Даже Смоленск в Литву входил. И казачьими землями Россия здорово «приросла».

Казаки вошли в состав России добровольно, хотя и на особых условиях («казачьи вольности» и неприкосновенность казачьих земель). И казачьи вольности императоры российские нарушали. Отсюда и восстания Булавина, Болотникова, Железняка, Разина. Потому русский историк Карпинский и назвал казаков «гордость и ужас российской государственности». И от ужаса по мере сил пытались избавиться, так как новой власти требовались управляемые граждане, но вольные русские люди.

В современной исторической науке сложились основные теории о происхождении казаков. Вот они:

- А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" (4) возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покорённой Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (татаро-монголов и половцев).

- По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния многочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях.

- Л.Н. Гумилёв неоднократно подчёркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам.

- И. Яковенко убеждён в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков. (5)

- И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие". (6)

- В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений. (7)

- Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчёркивает полиэтничность происхождения казачества с преобладанием славянского компонента. (8)

- Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определённым хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. (9)

- О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать, прежде всего, специфику каждого отдельно взятого казачьего образования". (10 )

- А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя всё новые аргументы в обоснование "сословной" теории. (11)

- П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества. (12)

- Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI столетий на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". (13)

Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих конях были быстры и легки для перемещений, как козы.

В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путём, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. (14) Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.

По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), (15) жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Пётр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козёл.

Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов (16) видели в казаках остатки половцев-куманов. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьёв, В.Б.Броневский (17) - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Чёрных Клобуков или торков.

Польский хроникёр Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей (ТО ЕСТЬ СОСЛОВИЕ) разделял и французский инженер Боплан (18) , около 20 лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.

Н.И.Костомаров (19) считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с бродниками (20) , которые ещё в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места.

Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б.Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А.Щербина (21). Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков..." (22)

А.С.Пушкин (23) и М.К.Любавский (24) считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: "Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооружённые артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей". (25) А.П.Певнёв (26) видит в казаках потомков рязанских и мещёрских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.

Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Чёрного морей, Дона и Нижнего Днепра. (27) По его мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безжёнства... и русское поколение ... остаться хозяином союза" (28) .

С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам монголо-татарских войск - бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи находятся затем на регулярной службе у татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, переходят на службу русским князьям, становясь особым родом войск (29).

И, наконец, по мнению И.М.Каманина (30) казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории". (31) Мнение автора состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чём-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчёркивает своеобразие казачества, его отличие от остального русского населения.

Но стоит отметить, что именно после Петра I казаки сложились с помощью давления власти в военно-сельскохозяйственное сословие, стерегущее окраины Российской империи. Екатерина II решительно покончила с неуправляемым казачеством, разогнала Запорожскую сечь и переселила казаков на новые окраины империи. К казачьему сословию в XIX столетии относились приписные казаки любой национальности, не только православные. Хотя, конечно, процентов на девяносто это были этнические славяне. Но в воинских казачьих формированиях служили даже мусульмане - черкесы и башкиры, а так же буддисты - калмыки и буряты. Что отчётливо проявилось во время Отечественной войны 1812 года. «Кампания проиграна... у меня не было казаков» - (Наполеон).

В XIX столетии на Тереке записывали в казаки также отставных солдат после завершения Кавказкой войны. Но первые терские казаки староверы живут в 5-ти станицах - Червлёная, Старогладковская, Новогладковская, Щедринская и Курдюковская. Это первые насельники Терека с XVI столетия. В Чечне в XVIстолетии появился шейх Берса из тейпа Курчалой. Чеченцы Восточной Чечни сали поголовно переходить в ислам. Те, кто решил остаться в христианстве - ушли сначала на то место, где сейчас лежит Чечен-Аул. Это были потомки Орьза. Они заложили там станицу Червлёная и стали служить Астраханскому воеводе при Иване Грозном. В середине XVIIстолетия они напали на охотящегося в тех местах князя Алибека Турлова. Тот пожаловался на казаков и их поселили на Тереке. Уходили в станицы по причине кровной мести. Крали девушку и уходили тоже. Дело в том, что украв девушку, ты не только женишься, но и должен заплатить её семье большой выкуп за "бесчестье". Нет денег - беги в станицу. В 1874 году на Тереке жило около 5000 душ обоего пола из гребенских казаков. Изначально было 3 станицы. Откуда они? Но одеваясь по-горски, имея быт и кухню в значительной степени горские, они, то есть гребенские казаки, всеми средствами доставали брёвна, чтобы строить дома по русскому образцу. Девушки, одеваясь, как горянки, платки вязали на голову по-русски. Основной костяк был, несомненно, русский. Да и былины и песни у них бытовали русские, которые сохранились лишь на крайнем севере России.

Казаки вообще неоднородны. Так на Дону живут в основном выходцы из Северской, Полоцкой и Вятской земель, а на Кубани значительно число переселенцев из Запорожья и Харьковщины.

Степан Разин был с усами и казачьи свадьбы справлял по-язычески, водя хороводы вокруг берёз. А Емельян Пугачёв был бородат.

На Урале казаки были очень набожные по-христиански, были законопослушны и верили в “доброго царя”. Часто уральцы стригли голову в кружок и носили бороды.

В Сибири много казаков-усачей двоеверцев, то есть носящих христианский крест, но сохраняющих в быту ведические дохристианские обычаи.

Таким образом, могу утверждать, что казаки – это не отдельный этнос, но сословная часть единого русского народа.





Примечания:

1 - Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр // Родина. - 1995. N 10.,

2 - См.: Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев. Ред. изд. А.И. Скрылов. - Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968. и Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991 и др.,

3 - Казачий словарь-справочник. Т. 2. С. 25.

4 - Гордеев А.А. История казаков. - М.: "Страстной бульвар", 1992.

5 - Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр...- С. 70.

6 - Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 199З. С.24.

7 - Трут В.П. К вопросу об этносоциальном облике казачества в начале века и проблемах его возрождения на современном этапе // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

8 - Фролов Б.Е. У источников Черноморского войска (численность, национальный и социальный состав) // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

9 - Галутво Л.М. Ф.А. Щербина о судьбах казачества // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

10 - Матвеев О.В. Кубанское казачество в сословной структуре Российской империи и тенденции его развития в 60-80 гг. XIX в. // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

11- Козлов А.И. Казаки - нация, сословие?.. // Возрождение казачества: история и современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. - Новочеркасск, 1995.

12 - Лукичев П.Н., Скорик А.П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. - Новочеркасск, 1995.

13 - Тикиджьян Р.Г. Казачество и неказачье население Дона: становление, этносоциальный состав и проблемы взаимоотношений // Возрождение казачества: история и современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. - Новочеркасск, 1995.

14 - Ригельман А.И. История или повествования о донских казаках. - М., 1846.

15 - Татищев В.Н. История российская. - М., 1968.

16 - Щербатов М.М. Сочинения. В 2-х т. - М., 1896, 1898.

17 - Броневский В.Б. История Донского войска. Описания Донской Земли и Поездки на Кавказ. - СПб, 1833 - 1834.

18 - Боплан. Описание Украины. - М., 1832.

19 - Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1993.

20 - Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. - М., 1884.

21 - Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х т. - Екатеринодар, б/и, 1910 - 1913.

22 - Щербина Ф.А. Указ. соч.- Т. 1. С. 420 - 421.

23 - Пушкин А.С. История Пугачёва. - М., 1987.

24 - Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. - 1895. N 7.

25 - Любавский М.К. Указ. соч.- С. 12.

26 - Певнёв А.П. Кубанские казаки. Пособие для учеников станичных школ. - Екатеринодар, 1911.

27 - Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991.

28 - Савельев Е.П.. Указ. соч. - С. 8.

29 - Охлябинин С.Д. Честь мундира.- М.: Республика, 1994.

30 - Каманин И.М. К вопросу о казачестве до Богдана Хмельницкого. - Киев, 1894.

31 - Каманин. Указ. соч. - С.29..

http://fstanitsa.ru/novosti

Чистосвет Степанов

Просмотров: 707 | Добавил: loonce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930